Концепции бизнес—моделей

 

«Когда я вижу крупный и очень успешный бизнес, я понимаю, что кто-то, по меньшей мере однажды, очень по-крупному рискнул.» (Питер Друкер).

 

Пять концепций бизнес—моделей:

  1. разделения;
  2. длинного хвоста;
  3. многосторонних платформ;
  4. FREE;
  5. открытых бизнес-моделей.

Концепция разделения включает три фундаментальные формы бизнес—деятельности:

  • бизнес, ориентированный на клиентов;
  • бизнес, ориентированный на инновации;
  • бизнес, ориентированный на инфраструктуру.

У каждой формы свои экономические, конкурентные и культурные правила.

Три формы деятельности могут сосуществовать в пределах одной компании, но в идеале они должны быть «разделены» с целью исключения конфликтных ситуаций или нежелательного влияния.

Смысл деятельности, ориентированной на клиентов, заключается в поиске потребителя и построении отношений с ним; смысл инновационной деятельности — разработка новых товаров и услуг; а ориентированной на инфраструктуру — построение и управление платформами для выполнения масштабных повторяющихся задач.

В компании эти виды деятельности должны быть разделены и внимание необходимо уделить какому-то одному из них. Поскольку каждый из этих видов управляется совершенно разными факторами, внутри одной организации они могут вступать друг с другом в конфликт или нежелательным образом влиять друг на друга.

Например, компания – оператор мобильной связи, может разделить свою деятельность на:

  • инфраструктурную: оказание услуг нескольким операторам; экономия на эффекте масштаба;
  • сервисную: обслуживание клиентов (ключевая функция);
  • контентную: инновационный бизнес по предоставлению контента конечным пользователям.

Концепция «длинного хвоста» — это продажи многого понемногу: предложение большого количества нишевых товаров, каждый из которых продается относительно редко.

Комплексные продажи нишевых товаров могут быть столь же прибыльными, как и традиционная модель, где основной доход приносят продажи ограниченного количества бестселлеров. Такие бизнес-модели требуют небольших складских издержек и прочной платформы для быстрой доставки покупателям интересующей их продукции.

Примеры: Lulu.com – печать по требованию. Доступ к читателям получают нишевые авторы, которые могут продавать 50 экземпляров книги в год. LEGO Factory – пользователи создают свои наборы, которые могут приобрести другие пользователи.

Многосторонние платформы объединяют две или более различных, определенным образом связанных групп потребителей. Такие платформы ценны для одной группы потребителей только в том случае, если присутствует и другая группа. Платформа создает ценность, способствуя взаимодействию между группами. Ценность многосторонней платформы возрастает до тех пор, пока она привлекает все большее число клиентов: это явление называется сетевым эффектом.

Например, Google, доход которой формируется от продажи рекламы на сайтах Google + продажи рекламы на сайтах партнеров программы AdSense (для этих партнеров это простой способ получить доход за счет своего контента); чтобы привлечь широкую аудиторию, за которую готовы платить рекламодатели, Google создает массу бесплатных сервисов для обычных пользователей.
Другие примеры: приставки PS, Xbox, Wii; гаджеты Apple + iTunes + App Store.

В бизнес-модели FREE-типа, по крайней мере, один значимый потребительский сегмент может в течение длительного времени получать выгоду от бесплатного предложения. Бесплатное предложение существует в бизнес-моделях разных стилей. Финансирование потребителей, которые ничего не платят, осуществляется за счет другой части бизнес-модели или другим потребительским сегментом.

Например, бесплатные газеты. Другой вариант – Freemium – услуга бесплатная для большинства пользователей и платная для премиум-пользователей: Scype, Linux. И, наконец, вариант Приманка и крючок: бесплатный (или дешевый) стартовый продукт + прибыль на расходных материалах; Gillette, производители принтеров HP, Epson, Canon.

Открытые бизнес-модели могут быть использованы для создания и сохранения ценности за счет сотрудничества с внешними партнерами. Это может осуществляться «извне» – посредством использования внешних идей или же «изнутри» – путем предоставления сторонним партнерам идей или активов, не востребованных фирмой. Сравните традиционную (закрытую) и открытую модель использования инноваций. Например, Procter & Gambler.