- Пролог
- Поиск и выбор идеи для вашего бизнеса
- Бизнес–модель. Как найти именно ту, которая вам нужна
- Маркетинг для бизнеса. Лучшие практики и инструменты
- Как защитить интеллектуальную собственность? Способы, методы, варианты
- Финансы для бизнеса: варианты выбора
- Лучший персонал. Как его найти и мотивировать?
- Интернационализация бизнеса
Структура издержек
«Сущность торговли товарами – это разумные потери от продаж. Вы не можете быть всем для всех» (Сол Прайс).
Структура издержек – это расходы, связанные с функционированием бизнес-модели.
Главные вопросы:
- Какие наиболее важные расходы предполагает наша бизнес-модель?
- Какие из ключевых ресурсов наиболее дороги?
- Какие ключевые виды деятельности требуют наибольших затрат?
Создание и воплощение ценностных предложений, поддержание взаимоотношений с потребителями, получение прибыли – все эти процессы связаны с какими-либо издержками.
Расходы достаточно легко подсчитать, если вы точно определили ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности и ключевых партнёров.
Однако, для некоторых бизнес-моделей издержки имеют намного большее значение, чем для других. Например, так называемые «народные» авиалинии (авиа-дискаунтеры) намеренно строят свои бизнес-модели на основе низких издержек.
По структуре издержек бизнес-модели делят на два класса:
- с преимущественным вниманием к издержкам;
- с преимущественным вниманием к ценности.
Большинство бизнес-моделей находятся где-то между двумя этими крайностями.
- Ориентация на издержки. Бизнес-модели, в которых большое внимание уделяется издержкам, предполагают формирование и поддержание минимальной структуры издержек, использование дешевых ценностных предложений, максимальную автоматизацию в обслуживании клиентов и широкое привлечение сторонних ресурсов.
- Ориентация на ценность. Некоторые компании при созданнии бизнес-моделей ориентируются не на расходы, а на ценностные преимущества. Как правило такие бизнес-модели отличаются высококлассным ценностным предложением и высоким уровнем сервиса. Например, роскошные отели с высоким уровнем обслуживания.
По структуре издержки можно разделить на следующие категории:
- Фиксированные издержки. Издержки, которые остаются неизменными вне зависимости от объема товаров или услуг.
- Переменные издержки. Издержки, которые меняются в зависимости от объема товаров или услуг.
- Экономия на масштабе. Снижение издержек, происходящее в результате увеличения выпуска продукции. Более крупные компании получают скидки на закупки в больших объемах. Этот и другие факторы снижают расходы в пересчете на единицу продукции.
- Эффект диверсификации. Это преимущество компания получает в результате большого спектра операций. Например, крупное предприятие может использовать одни и те же виды маркетинговой деятельности или каналы сбыта для поддержки различных продуктов.