Структура издержек

 

«Сущность торговли товарами – это разумные потери от продаж. Вы не можете быть всем для всех» (Сол Прайс).

 

Структура издержек – это расходы, связанные с функционированием бизнес-модели.

Главные вопросы:

  • Какие наиболее важные расходы предполагает наша бизнес-модель?
  • Какие из ключевых ресурсов наиболее дороги?
  • Какие ключевые виды деятельности требуют наибольших затрат?

Создание и воплощение ценностных предложений, поддержание взаимоотношений с потребителями, получение прибыли – все эти процессы связаны с какими-либо издержками.

Расходы достаточно легко подсчитать, если вы точно определили ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности и ключевых партнёров.

Однако, для некоторых бизнес-моделей издержки имеют намного большее значение, чем для других. Например, так называемые «народные» авиалинии (авиа-дискаунтеры) намеренно строят свои бизнес-модели на основе низких издержек.

По структуре издержек бизнес-модели делят на два класса:

  • с преимущественным вниманием к издержкам;
  • с преимущественным вниманием к ценности.

Большинство бизнес-моделей находятся где-то между двумя этими крайностями.

  • Ориентация на издержки. Бизнес-модели, в которых большое внимание уделяется издержкам, предполагают формирование и поддержание минимальной структуры издержек, использование дешевых ценностных предложений, максимальную автоматизацию в обслуживании клиентов и широкое привлечение сторонних ресурсов.
  • Ориентация на ценность. Некоторые компании при созданнии бизнес-моделей ориентируются не на расходы, а на ценностные преимущества. Как правило такие бизнес-модели отличаются высококлассным ценностным предложением и высоким уровнем сервиса. Например, роскошные отели с высоким уровнем обслуживания.

По структуре издержки можно разделить на следующие категории:

  • Фиксированные издержки. Издержки, которые остаются неизменными вне зависимости от объема товаров или услуг.
  • Переменные издержки. Издержки, которые меняются в зависимости от объема товаров или услуг.
  • Экономия на масштабе. Снижение издержек, происходящее в результате увеличения выпуска продукции. Более крупные компании получают скидки на закупки в больших объемах. Этот и другие факторы снижают расходы в пересчете на единицу продукции.
  • Эффект диверсификации. Это преимущество компания получает в результате большого спектра операций. Например, крупное предприятие может использовать одни и те же виды маркетинговой деятельности или каналы сбыта для поддержки различных продуктов.