- Пролог
- Поиск и выбор идеи для вашего бизнеса
- Бизнес–модель. Как найти именно ту, которая вам нужна
- Маркетинг для бизнеса. Лучшие практики и инструменты
- Как защитить интеллектуальную собственность? Способы, методы, варианты
- Финансы для бизнеса: варианты выбора
- Лучший персонал. Как его найти и мотивировать?
- Интернационализация бизнеса
Стратегия выхода на зарубежные рынки и стратегические альянсы
Совместные предприятия более удачны, если приносят пользу обеим сторонам.
(Еврипид)
Решения, связанные с выходом на международные рынки должны отвечать на несколько вопросов, а именно:
- На какие рынки выходить;
- Как это делать?
- Когда это делать?
Выбор рынка должен основываться на оценке потенциала долговременного роста и потенциальной прибыльности рынка, а также оценке рисков и издержек ведения бизнеса в стране.
Существует шесть основных способов выхода на зарубежные рынки:
- экспорт;
- сдача проектов под ключ;
- лицензирование;
- франчайзинг;
- создание совместных предприятий;
- создание собственных дочерних предприятий.
Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы. При выборе способа часто приходится искать компромиссы.
Преимущества и недостатки способов выхода на международные рынки показаны ниже:
1. Экспорт. |
Преимущества. Отсутствие больших затрат на создание инфраструктуры за рубежом. Получение экономических выгод и экономии от эффекта масштаба. |
Недостатки. Экспорт могут сделать невыгодным ряд причин:
|
Экспорт является основным способом выхода компаний мира на зарубежные рынки. Белорусские компании не исключение. Общий объем экспорта товаров и услуг белорусских компаний за 2012 од составил около 53 млрд. долларов США. |
2. Сдача проектов под ключ. |
Преимущества. Для создания, запуска и контроля сложных процессов необходимы уникальные знания. Использование этих знаний позволяет получать выгоды при реализации проектов под ключ. Такие сделки выгодны для фирм - подрядчиков поскольку существуют рынки, на которые невозможно попасть иным способом. |
Недостатки. Возможно создание потенциального или действующего конкурента, с которым придется конкурировать на мировом рынке. |
Проекты под ключ на зарубежных рынках реализовываются чаще всего в химической, нефтеперерабатывающей, фармацевтической отраслях. Там, где используются сложные и дорогие технологии. |
3. Лицензирование (заключение лицензионного соглашения о предоставлении права на нематериальные активы на определенный период в обмен на получение лицензионного платежа). |
Преимущества. Лицензионное соглашение о продаже прав предполагает, что компания, получающая права сама вкладывает средства, необходимые для запуска предприятия. Это означает, что лицензирование привлекательно в тех случаях, когда компания не имеет капитала для операций за рубежом, не хочет вкладывать средства в зарубежные рынки или не хочет заниматься производством самостоятельно. |
Недостатки. Главный риск лицензирования связан с риском предоставления технологических ноу-хау зарубежным компаниям. Для снижения этого риска применяются кросс-лицензионные соглашения, предусматривающие обмен ноу-хау. Лицензирование не дает возможности жестко контролировать производство и маркетинг, а также координировать в случае необходимости свои действия в разных странах. |
Известнейшим примером лицензионного соглашения является продажа лицензии на процесс ксерокопирования компанией Xerox (создателя первого фотокопировального устройства) компании Fuji Xerox (совместное предприятие Fuji Foto и Xerox). |
4. Франчайзинг (особая форма лицензирования, предусматривающая кроме передачи прав на торговую марку, требование строгого соблюдения правил ведения бизнеса). |
Преимущества. Использование франчайзинга может быстро обеспечить компании глобальное присутствие без высоких издержек. |
Недостатки. Риски франчайзинга связаны с трудностями контроля качества оказываемых услуг. Этот риск преодолевают путем создания дочернего или совместного предприятия в каждой стране, где компания собирается работать, так называемого «главного франчайзи», который обеспечивает надлежащий контроль за остальными франшизами. |
Самая крупная и известная белорусская франчайзинговая сеть, успешно развивающаяся на зарубежных рынках – розничная сеть магазинов белья «MILAVITSA». По состоянию на 01.10.2013 года успешно функционировало 555 магазинов «MILAVITSA» в 23 странах мира. Самая известная франшиза мира – сеть ресторанов McDonald`s. |
5. Создание совместных предприятий (Предприятие, принадлежащее двум или более компаниям, как минимум одна из которых является местным резидентом). |
Преимущества. Компания получает выгоды от знания партнером местных условий, делит издержки и риски освоения рынка с местным игроком. В некоторых случаях – это единственный способ выхода на конкретный рынок. |
Недостатки. У компании существует риск утраты контроля над технологией, невозможность глобальной координации, риск конфликтов между компаниями инвесторами за осуществление контроля. |
Белорусские компании создают на зарубежных рынках совместные и дочерние предприятия Примером создания большого количества совместных предприятий может служить Венесуэла. Построен заводы по сборке автомобилей МАЗ, завод по сборке тракторов Беларусь, работает совместное предприятие в нефтяной отрасли «Петролера Беловенесолана». |
6. Создание собственных дочерних предприятий (учреждение компании на 100% принадлежащей инвестору) |
Преимущества. Защита ноу-хау (технологий) и управленческий контроль. |
Недостатки. Высокие издержки и риски. |
Компания, выходящая на зарубежный рынок, может построить дочернюю компанию с нуля или приобрести местную компанию. Размеры сделок по слиянию и поглощению впечатляюще растут. Примерами могут служить автомобилестроительная и телекоммуникационная отрасли (Renault – Nissan, Ford – Volvo). |
Набирают силу и стратегические альянсы – соглашения между потенциальными или фактическими конкурентами. Это могут быть и формально совместные предприятия и соглашения для достижения конкретной цели (например, создания нового продукта).
Особое внимание при создании альянсов необходимо уделить выбору партнера, а также созданию атмосферы доверия и эффективной системы коммуникаций.