- Пролог
- Поиск и выбор идеи для вашего бизнеса
- Бизнес–модель. Как найти именно ту, которая вам нужна
- Маркетинг для бизнеса. Лучшие практики и инструменты
- Как защитить интеллектуальную собственность? Способы, методы, варианты
- Финансы для бизнеса: варианты выбора
- Лучший персонал. Как его найти и мотивировать?
- Интернационализация бизнеса
Почему интеллектуальная собственность актуальна для малых предприятий?
«Разум - это хозяин и король всех вещей». (Цицерон)
Большинство современных изобретений являются результатом значительных работ и долгосрочных инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Вместе с тем, многие достаточно простые и недорогостоящие технические усовершенствования, имеют большую рыночную стоимость и приносят изобретателям или компаниям значительный доход и прибыль.
Важно различать понятия изобретение и инновация. Так изобретение это техническое решение определенной проблемы, которое становится инновацией только тогда, когда оно превращается в рыночный, то есть готовый для продажи, продукт или способ.
Краткие жизненные циклы продукции и все возрастающая конкуренция оказывают огромное влияние на предприятия, заставляя их становиться на инновационный путь развития, а также стремиться к получению доступа к инновациям других предприятий с тем, чтобы сохранить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
Компании занимаются инновационной деятельностью по ряду причин:
- выпуск новой продукции, которая удовлетворяет потребности покупателей;
- опережение конкурентов и/или расширение своего рыночного сегмента;
- совершенствование производственных процессов для снижения затрат и повышения производительности труда;
- предупреждение технологической зависимости от других компаний.
Малые и средние предприятия (далее - МСП) очень часто создают и используют ИС независимо от того, какую продукцию они производят или какие услуги они оказывают. Если это так, то необходимо осознанно заниматься вопросами охраны, управления и защиты ИС с тем, чтобы получить от владения этой собственностью наилучшие коммерческие результаты.
Многие МСП:
- имеют торговые наименования или товарные знаки,
- располагают ценной и конфиденциальной деловой информацией (списки клиентов, оригинальные технологии и секреты производства, торговая тактика и т.д.),
- изобретают новые или улучшают существующие продукты и услуги;
- создают оригинальные художественные дизайны;
- распространяют авторские произведения.
Во всех таких случаях следует подумать о том, как наилучшим образом использовать систему ИС в своих собственных интересах. Важно понимать, что ИС может помочь МСП практически во всех аспектах делового развития и стратегии конкуренции: разработка продукта и его проектирование, сбор финансовых средств, экспорт и расширения бизнеса за границей и т.д.
Ведь когда имеется спрос на продукцию и услуги, созданные на основе охраняемой ИС, то она может стать ценным деловым активом МСП.
В общем случае активы предприятия могут быть разделены на две категории:
- материальные активы (здания, оборудование, материалы, финансовые активы и т.д.)
- и нематериальные активы, такие как «человеческий» капитал, различные ноу-хау, идеи, клейма, дизайн и другие результаты творческой и инновационной деятельности компании.
Традиционно считается, что материальные активы составляют основную часть стоимости компании, и они в значительной степени определяют конкурентоспособность предприятия на рынке. В последние годы все в большей степени компании осознают, что нематериальные активы часто приобретают большую ценность, чем материальные активы.