- Пролог
- Поиск и выбор идеи для вашего бизнеса
- Бизнес–модель. Как найти именно ту, которая вам нужна
- Маркетинг для бизнеса. Лучшие практики и инструменты
- Как защитить интеллектуальную собственность? Способы, методы, варианты
- Финансы для бизнеса: варианты выбора
- Лучший персонал. Как его найти и мотивировать?
- Интернационализация бизнеса
Патент или коммерческая тайна?
«Хранить свой секрет - мудро, но ждать, что его будут хранить другие, - глупо». (С. Джонсон)
Если изобретение патентоспособное, то вам необходимо принять непростое решение по выбору возможного варианта защиты:
- запатентовать изобретение;
- сохранить его в режиме коммерческой тайны
- или раскрыть его сущность (что называют защитной публикацией), создав тем самым условия, при которых никто не сможет запатентовать это изобретение, так как оно перейдет в «общественное достояние».
Преимущества охраны в режиме коммерческой тайны:
- Коммерческая тайна не требует затрат связанных с процедурой патентования;
- Охрана в режиме коммерческой тайны не требует регистрации в государственном ведомстве, при этом сущность изобретения не подлежит раскрытию;
- Действие охраны в режиме коммерческой тайны не ограничено по времени;
- Не требуется времени на патентование.
Недостатки охраны изобретений в режиме коммерческой тайны:
- Уровень охраны прав на коммерческую тайну значительно слабее, чем в случае получения патентов;
- Другие лица могут самостоятельно разработать такое же изобретение или «законно» раскрыть коммерческую тайну методами «обратного проектирования» и, следовательно, будут иметь полное право использовать ее;
- Содержание коммерческой тайны может быть запатентовано другими лицами;
- Охрана в режиме коммерческой тайны эффективна только в отношении незаконного получения, использования или раскрытия конфиденциальной информации;
- Если коммерческая тайна была публично раскрыта, любое лицо, получившее к ней доступ, имеет право на ее использование.
Условия правовой охраны секретов производства (ноу-хау) описаны в Гражданском Кодексе Республики Беларусь (статьи 140, 1010 – 1012).
В отношении информации может быть установлен режим коммерческой тайны при условии, что составляющие ее сведения:
- не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями, имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам,
- не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности
- и не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.
Право на защиту таких сведений возникает независимо от выполнения в отношении этих сведений каких-либо формальностей (регистрации, получения свидетельства и т.п.).
Режим коммерческой тайны считается установленным после определения состава сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, и принятия лицом, правомерно обладающим такими сведениями, совокупности мер, необходимых для обеспечения их конфиденциальности.
В случае незаконного ознакомления или незаконного использования, а также разглашения информации, которая составляет служебную тайну или коммерческую тайну, физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица обязаны возместить ее обладателю причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную тайну или коммерческую тайну вопреки обязательству о неразглашении коммерческой тайны, трудовому договору (контракту), и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
Лицо, самостоятельно и правомерно получившее сведения, составляющие секрет производства (ноу-хау), вправе использовать эти сведения независимо от прав обладателя соответствующего секрета производства (ноу-хау) и не отвечает перед ним за такое использование.
Лицо, обладающее секретом производства (ноу-хау), может передать все или часть составляющих его сведений другому лицу по договору.
Часто охрану патентом и охрану в режиме коммерческой тайны рассматривают не в качестве возможных альтернатив, а в качестве взаимодополняющих способов охраны. В этом случае в режиме коммерческой тайны сохраняется ряд ценных секретов производства («ноу-хау»), касающихся того, как следует успешно использовать запатентованное изобретение.