- Пролог
- Поиск и выбор идеи для вашего бизнеса
- Бизнес–модель. Как найти именно ту, которая вам нужна
- Маркетинг для бизнеса. Лучшие практики и инструменты
- Как защитить интеллектуальную собственность? Способы, методы, варианты
- Финансы для бизнеса: варианты выбора
- Лучший персонал. Как его найти и мотивировать?
- Интернационализация бизнеса
Каналы сбыта
«— Если бы ты не тащил эту чёртову железную крысу, болван, мы бы успели к перевалу до заморозков!
— Эй! Осторожней! Притормози!
— И могли бы взять ещё пару связок бус и огненной воды папаши Корна!
— К чёрту. Всё равно Большой канал уже замерз. Теперь до весны никакой торговли с этими обезьянами»
(И. Грокисс).
Как компания взаимодействует с потребительскими сегментами и доносит до них свои ценностные предложения?
Каналы сбыта представляют собой пять этапов продвижения товара к потребителю:
- Информационный: как мы повышаем осведомленность потребителя о товарах и услугах компании?
- Оценочный: как мы помогаем клиентам оценивать ценностные предложения компании?
- Продажный: каким образом мы предоставляем клиентам возможность приобретения определенных товаров и услуг?
- Доставка: как мы доставляем клиентам наши ценностные предложения?
- Постпродажный: Как мы обеспечиваем клиентам постпродажное обслуживание?
Каналы сбыта – система взаимосвязанных компаний, делающих товар или услугу доступными для потребления или использования.
Каналы сбыта выполняют ряд функций, в частности:
- повышают степень осведомленности потребителя о товарах и услугах компании;
- помогают оценить ценностные предложения компании;
- позволяют потребителю приобретать определенные товары и услуги;
- знакомят потребителя с ценностными предложениями;
- обеспечивают постпродажное обслуживание.
Каналы сбыта бывают:
- Дистрибьюторские – компании, которые закупают товар у производителя или нескольких напрямую. При этом возможны ситуации, когда компания–производитель реализует свой товар только через сеть дистрибьюторов, или также параллельно через другие каналы сбыта.
- Оптовые – представляют собой компании, закупающие товар у дистрибьюторов и перепродающие его другим оптовикам, или корпоративным и розничным клиентам. Оптовые фирмы отличаются от дистрибьюторов тем, что напрямую с производителем не взаимодействуют.
- Розничные – это те компании, которые осуществляют продажу товара конечным потребителям. К розничным каналам сбыта относятся и интернет–магазины.
- Корпоративные – те компании, которые закупают товар через все вышеперечисленные каналы сбыта для удовлетворения своих корпоративных нужд.
- Нерегулярные – представлены компаниями, разово совершающими закупки через какой–нибудь из перечисленных каналов сбыта.
Компании, осуществляющие транспортировку товара, и не являющиеся ни поставщиками, ни агентами, частью канала сбыта не считаются.
Каналы сбыта бывают разноуровневые.
При реализации производителем товара непосредственно конечному потребителю канал сбыта называется нулевым.
В зависимости от того, сколько звеньев в цепочке производитель – потребитель, различают одноуровневые (один оптовик–посредник), двухуровневые (оптовик и розничный продавец), трех– и более уровневые каналы сбыта.
Каналы сбыта должны обязательно контролироваться компанией–производителем, так как именно она решает, как лучше доставить товар потребителю, и именно она понесет убытки, если товар поступает к потребителю позднее, чем рассчитывалось, или расходы на реализацию чрезмерно высокие, или продукция конкурентов распространяется шире. Поэтому компания–производитель собирает информацию о движении товаров посредством собственных клиентов, через штат своих торговых представителей или нанятое маркетинговое агентство.