Стратегия голубого океана

 

«В просторах голубого, большого океана
Я сам за рулевого, и сам за капитана.
Находчивость и храбрость, отвага и удача —
В беде не растеряться — вот главная задача.»

(Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен)

 

Ставшая золотой классикой книга У.Чан Кима и Рене Моборна является обязательной для прочтения всеми, кто мечтает об открытии таких идей, которые создадут новые рыночные пространства, где нет места алой «кровавой конкуренции».

Главным инструментом диагностики и построения стратегии голубого океана является стратегическая канва, при помощи которой графически изображается ценностная кривая. На кривой отображаются характеристики предложения по отношению к другим вариантам выбора, при этом сравнение производится по ключевым факторам успеха.

Стратегическая канва выполняет две задачи. Она отражает текущее положение дел в пространстве рынка и позволяет визуализировать желаемое будущее.

Фундаментальное изменение стратегической канвы начинают с переориентации стратегии с конкурентов на альтернативы и с клиентов на неклиентов. При этом ответы на 4 ключевые вопроса являются основой для построения новой ценностной кривой:

  1. Какие характеристики, принимаемые за должное, следует исключить?
  2. Какие характеристики, никогда не предлагавшиеся ранее, следует добавить?
  3. Какие характеристики относительно существующих стандартов следует значительно понизить?
  4. Какие характеристики относительно существующих стандартов следует значительно повысить?

Голубые океаны можно создавать в самых разных бизнес – ситуациях и отраслевых контекстах.

Одним из самых известных примеров демонстрации созданного голубого океана является Cirque du Soleil. Созданная группой уличных актеров в 1984 году компания менее чем за двадцать лет стала получать такие прибыли, которые лидеры цирковой индустрии достигли через сто с лишним лет с момента своего появления.