- Пролог
- Поиск и выбор идеи для вашего бизнеса
- Бизнес–модель. Как найти именно ту, которая вам нужна
- Маркетинг для бизнеса. Лучшие практики и инструменты
- Как защитить интеллектуальную собственность? Способы, методы, варианты
- Финансы для бизнеса: варианты выбора
- Лучший персонал. Как его найти и мотивировать?
- Интернационализация бизнеса
Событийный (эвент) маркетинг и ко-маркетинг
События имеют дело исключительно лишь с проблемами и определяют их условия (Жиль Делез).
Само по себе событие во времени обречено на то, чтобы кануть в пучину прошлого и навеки остаться бессильным и бесплодным. События бессильны сами по себе. (Н. О. Лосский).
Событийный маркетинг (Event–маркетинг)
Событийный маркетинг – практика продвижения интересов компании с помощью кокого-либо значимого события: реального или вымышленного, широко известного или созданного специально для конкретной компании.
Формировать у человека некое личностное отношение к бренду можно разными способами, но наиболее действенный - предоставить ему возможность почувствовать, получить реальный, буквальный опыт общения с маркой, чему способствует событийный маркетинг. Во-первых, люди лучше запоминают то, что пережили на чувственном уровне. Во-вторых, они, как правило, "олицетворяют" марку и испытывают благодарность и дружественное отношение за подаренный опыт. В-третьих, целевая группа лучше воспринимает то, что производитель предлагает ненавязчиво, поскольку люди посещают специальные мероприятия событийного маркетинга добровольно и у них сохраняется ощущение собственного выбора.
- Событийный маркетинг позволяет компаниям своевременно уделять внимание клиентам, которые находятся на стадии принятия решений относительно продуктов и услуг.
- Событийный маркетинг является своеобразным миксом различныхвидов рекламы, благодаря чему воздействует сразу по нескольким коммуникационным каналам.
- Раскрученное событие само становится брендом, что позволяет широко использовать его при построении дальнейшей стратегии компании.
- Мероприятие событийного маркетинга имеет «долгоиграющий» эффект, поскольку начинается задолго до события в анонсах, афишах, пресс-конференциях и продолжается в последующих сообщениях в СМИ.
- Участники событийного маркетинга могут рассматриваться как большая фокус-группа, на которой компания апробирует свои предложения. В ходе мероприятия специалисты накапливают знания о потребителе, в ряде случаев позволяющие избежать лишних расходов на исследования.
- На мероприятии событийного маркетинга можно организовать прямые продажи товара.
- Высокая креативность и гибкость, заложенные в событийном маркетинге, позволяют выстраивать оригинальные программы для компаний различных сфер деятельности и с разными финансовыми возможностями.
- Использование событийного маркетинга возможно там, где реклама запрещена или не действует.
Ко-маркетинг
Ко-маркетинг – альянс двух или более компаний, для того чтобы:
- сократить издержки на продвижение;
- увеличить свою клиентскую базу;
- увеличить ценность своих предложений.
Как правило, для достижения этих целей компании могут объединять:
- деньги (свои маркетинговые бюджеты);
- рекламу (вы рекламируете в своей рекламе вашего партнера, он — вас);
- клиентские базы (вы рассылаете по своей клиентской базе предложение вашего партнера и наоборот);
- продукты (например, Happy Meal в McDonald’s — объединение игрушки, как правило, от Walt Disney, и еды);
- опыт (ваши специалисты приходят на выручку вашему партнеру, его — помогают вам);
- площади (примеры здесь — упаковка, выставка, торговые площади, сайты);
- благотворительность;
- идеи.
Современные ассоциации компаний порождают различные форматы ко-маркетингового взаимодействия (от простых к более сложным):
- двойной брендинг (англ. dual branding);
- кросс-маркетинг (англ. cross-marketing);
- коалиционная программа лояльности (англ. coalition loyalty program);
- ко-брендинг (англ. сo-branding).
Схематично формы ко-маркетинга можно представить в виде двухмерного континуума, на одном полюсе которого будут компании, взаимодействие которых представлено лишь реализацией продукции. Другой полюс – сосредоточение предприятий, в содружестве создающих товары, продвигающих их под одним брендом в рамках общих согласованных проектов, политики сбыта, маркетинговых коммуникаций.
Самая простая форма совместного маркетинга – двойной брендинг, то есть объединение двух или нескольких достаточно известных компаний с хорошей репутацией. Цель таких альянсов – создание взаимовыгодного окружения продуктам в сфере розничной торговли. Главный интерес компаний, применяющих эту форму рыночного сосуществования, заключается во взаимных продажах продуктов друг друга, которые по-английски называются операциями cross-selling.
Варианты реализации этих концепций предполагают наличие небольшой торговой точки (площадью до 400 кв. м) с товарами повседневного спроса, представленными ограниченным ассортиментом, часто рядом с АЗС.
Двойной брендинг, являясь специфической концепцией сбыта, основывается на понимании того, что товар, находящийся в окружении других продуктов, продается лучше. Стороны подобного ко-маркетингового альянса называются Host – хозяин, принимающая сторона, на территории которой другая компания – Tenant, арендатор – продает свою продукцию.
Следующая ступень взаимного проникновения маркетинговых комплексов фирм-партнеров – формат кросс-маркетинга, то есть пересечения продуктов или сопутствующих услуг в одной промоакции или рекламной кампании. Кросс-маркетинг является специфической формой стимулирования покупателей (англ. Consumer Promotion), когда расходы на продвижение делятся между всеми партнерами, объединившими свои финансовые ресурсы в целях экономии.
Кросс-маркетинг позволяет участникам данных мероприятий реализовать как минимум две важные цели: первая – стимулирование представителей целевой аудитории, то есть покупателей; вторая – снижение расходов на организационные и прочие моменты посредством разделения общих трат на всех. Использоваться такая технология может совершенно в любых сферах, главное, чтобы предлагаемые компаниями товары или услуги сочетались между собой и имели какую-либо общую точку пересечения. Например, оптимальными вариантами соединения могут стать производитель автомобилей и компания, которая предлагает автовладельцам качественные шины, продукция пивного завода будет отлично сочетаться с товарами компании по производству чипсов.
Если компании в своем маркетинговом сотрудничестве не ограничиваются только кросс-политикой в области стимулирования сбыта, а объединяются в так называемый «маркетинговый пул», вышедший на рынок под общим названием, то в этом случае совместный маркетинг принимает более сложную форму, которая называется коалиционной программой лояльности или маркетинговой коалицией. В разных источниках равноценно используются оба эти названия.
Типичная западная программа лояльности, как правило, включает:
- ритейл продуктов питания, бытовой техники, одежды;
- АЗС, автомобильный сервис;
- оператора мобильной связи;
- ресторанный бизнес;
- туристический бизнес.
Сюда же можно смело отнести мебельный бизнес, аптеки, косметику и парфюмерию, книги и страхование. Принципиальная особенность этого формата сотрудничества заключается в том, что коалиция продвигается под общим брендом, воплощающим принадлежность партнеров по маркетинг-пулу к своему особому клубу – носителю определенной уникальной философии. Потребитель становится со¬участником маркетинговых взаимодействий, «втягиваясь» в коалицию через систему бонусов, скидок, призов, подарков, корпоративных изданий и проч. Таким образом достигается основная цель – формируется лояльность к совместному бренду партнеров-участников программы.
«Феноменом сетевых взаимодействий» эксперты называют формат ко-брендинга, когда взаимное проникновение компаний-партнеров настолько глубоко, что в результате появляется общий продукт, продвигаемый под единым брендом.
Известно, что каждая из 500 крупнейших компаний мира в течение последних десяти лет вступила примерно в 60 брендовых альянсов. Sony Ericsson, Nissan Columbia, BenQ-Siemens, Samsung-Adidas, Fly Levi's – вот лишь некоторые примеры ко-брендинговых союзов мирового масштаба.
(Игорь Манн. Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов. Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2011)