Инновации и инновационный процесс

 

«Фирмы стоят перед дилеммой – внедрять или не внедрять инновации? Если не внедрять, они погибнут, если внедрять, но неудачно – тоже могут погибнуть». (Филипп Котлер)

 

По многим оценкам, лишь 20 % новых товаров массового потребления оказываются удачными. И все же безопаснее заниматься инновациями, чем бездействовать.

Инновационный процесс включает в себя:

  • выдвижение идей,
  • рассмотрение и отбор идей,
  • разработку и проверку концепции,
  • анализ возможностей компании,
  • создание и тестирование прототипа,
  • пробный маркетинг,
  • коммерциализация.

Компании необходимо развить у себя или приобрести компетенцию, необходимую для реализации всех этих элементов.

Гари Хэмел утверждает, что для успеха инноваций необходимо создать внутри фирмы три рынка – рынок идей, рынок капитала и рынок талантов. Компания должна всячески поощрять новые идеи, выделить фонд для реализации самых перспективных идей и привлекать талантливых работников, способных внедрить эти идеи.

Откуда же компаниям черпать идеи новых продуктов? Обычно говорят: «Надо спросить клиентов?»

Акио Морита, бывший глава компании Sony, писал: «В изучении рынка не было необходимости. Публика не знает, что возможно. А мы знаем».

В действительности идеи могут приходить отовсюду. К примеру, в некоторых компаниях существует правило, каждый работник должен ежемесячно опускать в специально установленный для этой цели ящик по два предложения, направленных на совершенствование какой – либо сферы деятельности компании – продаж, закупок, энергосбережения и т.д.

Однако, хитрость еще и в том, чтобы спрашивать об идеях, несущих в себе существенные изменения. Скажем, увеличить продажи не на 10 процентов, а в 10 раз или снизить себестоимость не на 10 %, а на 50 %. В этом случае, приходится в корне пересматривать существующие процессы.

Нормой должно стать также то, что каждое предприятие должно знать свой инновационный индекс, который рассчитывается как доля в общем обороте тех продуктов, возраст которых не превышает 3 лет. Ни одна компания не сможет выжить, если инновационный индекс будет равен нулю.