Креативность

 

«Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что–то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что–то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

(Стив Джобс)

 

Раньше компании побеждали благодаря превосходству в качестве или эффективности, сегодня они должны победить соперников в креативности.

Невозможно выиграть, предложив улучшенное подобие, нужна уникальность. Чтобы добиться уникальности нужно развивать культуру, в которой будет поощряться креативность.

Креативность (лат. сreo – творить, создавать) – способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации.

Существуют тесты на креативность, а также способы развития креативности.

Вот некоторые наиболее популярные техники стимулирования творческого мышления, пригодные для самостоятельного употребления внутри организации:

  • «Модификационный анализ». Для какого – либо товара или услуги рассмотрите возможность его (ее адаптации), модификации, увеличения, замены, переделки, переосмысления или комбинирования с другими товарами (услугами).
  • «Принудительные связи». Попытайтесь по–новому комбинировать известные элементы. Например, работая над созданием новой модели офисной мебели, подумайте о соединении письменного стола и книжного шкафа и т.д.
  • «Морфологический анализ». Метод основан швейцарским астрономом Фрицем Цвики. Благодаря использованию метода он смог за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений.
    Морфологический анализ основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Поиграйте с основными составляющими проблемы.
    К примеру, необходимо решить задачу перемещения чего – либо из одного места в другое. Рассмотрите средство перемещения (тележка, люлька, конвейер), рабочую среду (воздух, ролики, рельсы) и источник энергии (сжатый воздух, двигатель, магнитное поле, трос).
    Скомбинируйте различные сочетания, создайте матрицу решений.
  • «Деревья решений». Часто применяется для анализа рисков инновационных проектов. Дерево решений – это схематическое представление проблемы принятия решений. Ветви дерева решений представляют собой различные события (решения), а его вершины – ключевые состояния, в которых возникает необходимость выбора.
  • «Мозговой штурм» – сбор небольшой группы и постановка проблемы, например: «Придумать новые услуги для малого и среднего бизнеса». Поддерживайте свободные ассоциации, побуждайте участников выдвигать как можно больше идей, пробуйте новые комбинации и до определенного момента воздерживайтесь от какой либо критики.