- Пролог
- Поиск и выбор идеи для вашего бизнеса
- Бизнес–модель. Как найти именно ту, которая вам нужна
- Маркетинг для бизнеса. Лучшие практики и инструменты
- Как защитить интеллектуальную собственность? Способы, методы, варианты
- Финансы для бизнеса: варианты выбора
- Лучший персонал. Как его найти и мотивировать?
- Интернационализация бизнеса
Идентификация лучших идей. Выбор приоритетов
«Стоит разок умереть и приоритеты тут же меняются».
(Джек Воробей)
Для отбора и маркировки лучших идей также существуют различные методы. Одним из действенных приемов по организации мышления является метод шести шляп. Изобретенный Эдвардом де Боно, этот инструмент особенно полезен для оценки инновационных, необычных и провокационных идей, предложений и ситуаций.
Многие корпорации во всем мире используют метод шести думающих шляп. Среди наиболее активных его пользователей находятся British Airways, DuPont, Federal Express, IBM, Nippon Telephone and Telegraph, Pepsico.
В основе метода идея параллельного мышления. Иными словами, этот метод предлагает посмотреть на проблему с разных, но четко определенных позиций. У задачи может быть несколько решений, и метод шести думающих шляп позволяет увидеть их все.
Использовать метод де Боно можно как одному человеку, так и группе людей. В группе этот метод работает эффективнее.
Сначала зачитывается предложение, и затем каждый участник надевает (разумеется, это может быть виртуальная метафорическая примерка) по очереди следующие шляпы:
- Белая шляпа – шляпа информации. Сюда входят факты, числа, потребности в информации и ее дефицит. Надевая белую шляпу, люди могут попросить предоставить им дополнительные информацию или данные, которые помогут им оценить предложение.
- Красная шляпа – шляпа эмоций. Сюда входят интуиция, чувства и эмоции. Люди описывают эмоции, которые у них вызывает данное предложение: страх, угроза, восхищение, желание действовать, и т.д. Очень важно выразить ощущения открыто, поскольку иначе они могут стать скрытой причиной отрицания или поддержки предложения людьми.
- Желтая шляпа – шляпа оптимизма. Люди находят положительные стороны в предложении, почему оно должно работать и приносить выгоду. Каждый по очереди должен сказать, что он видит хорошего в данном предложении. Даже если ты думаешь, что идея плоха, ты должен найти в ней что–то хорошее.
- Черная шляпа – шляпа пессимизма. Она предписывает осуждать и предостерегать. Каждый должен искать недостатки в предложении, даже если это твоя собственная идея, которой ты очень горд, ты должен найти в ней недостатки и тайные угрозы.
- Зеленая шляпа – шляпа роста и возможностей. Это шляпа творческого мышления, поиска интересных альтернатив, предложения изменений и внесения провокационных идей. Каждый должен предложить способ улучшения или адаптации идеи, чтобы она работала лучше.
- Синяя шляпа – шляпа процесса. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
При работе в группе метод подразумевает обязательное наличие модератора, который следит за процессом. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное и в завершение подводит итоги (для подведения итогов можно использовать интеллект – карты).